VH_October_2017_web New - page 83

а именно ВМЕСТЕ. Например, мама говорит: «Принеси эту игрушку
мне, я ее положу сюда», – такое поведение будет способствовать
улучшению ситуации.
Чтобы развить в ребенке усидчивость, нужно просто периодически
сидеть с ним в тишине по 5 минут, понемногу увеличивая время. Да,
ребенок с СДВГ требует много времени, внимания и терпения. При-
мите его таким, какой он есть, старайтесь помочь ему справиться с
трудностями, чтобы во взрослой жизни ему было легко добиваться
поставленных целей.
Научитесь подмечать то, что он сделал правильно, добротно и
быстро, или хотя бы отмечайте стремления, проговаривая ребенку:
«Я очень горжусь тобой, потому что…». Если вы постоянно будете
подмечать только негативное, у него не сформируется понимание
того, как нужно себя вести. Наказание – это не шлепки и крики, а
ограничение любимых занятий, еды с четким указанием дней или
времени с пояснением: «Я считаю, что так поступать неправильно,
из-за этого ты будешь наказан лишением просмотра мультиков на
2 дня». Придерживайтесь того, что обещали! Если сказали, что на
два дня лишаете мультиков, так выполняйте обещанное. Ребенок
должен понимать, что ваше слово – закон. Но можно предложить
выполнимые условия, при которых срок наказания может быть
сокращен. «Все время слушаться» – это невыполнимое условие.
ПОГОВОРИТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ, УЧИТЕЛЕМ
Обязательно перед 1 классом поговорите с преподавательским
составом школы. Просто сказать учителю: «У моего ребенка
СДВГ», – значит не сказать ничего. Конкретно опишите поведение
ребенка, объясните, что ему сложно усидеть на месте, он может
резко встать и начать ходить или громко разговаривать. Проду-
майте с учителем стратегию, как выстраивать с ним отношения,
таким образом, вы поможете ребенку обрести счастливое будущее
с реализацией всех природных способностей.
3.
Создать правильную систему вознаграждений за хорошее по-
ведение, за правильное выполнение каких-либо задач (если само-
стоятельно трудно разработать такую систему, обращайтесь к пси-
хологу). Такой системой может служить шкала выставления баллов
или программа выдачи звездочек, которая в итоге подразумевает
получение какого-то вознаграждения, например разрешения чуть
дольше заниматься любимым делом или пойти погулять в излю-
бленном месте. Не стоит использовать еду, в частности сладости,
в качестве вознаграждения: лишний вес и неправильные пищевые
привычки не пойдут ребенку на пользу.
4.
Подыскать для малыша увлекательное хобби. В наше время
существует множество различных секций и кружков. Занимаясь
интереснымему делом, ребенок учится сосредотачиваться на одной
деятельности и высиживать на месте в течение 40 минут. К тому же,
он привыкает общаться в коллективе, где постоянно поддерживается
дисциплина поведения, что очень важно для подготовки к учебе.
5.
Разбивать объемные задания на более мелкие задачи.
В. Ю. Мешков:
– Например, для гиперактивного ребенка убрать
игрушки – это очень сложная задача. Мама кричит ему с кухни,
чтобы он собрал разбросанные игрушки в ящик. Для этого ребенку,
к примеру, нужно отойти от телевизора, перейти в другуюкомнату и
начать их собирать. Для обычного ребенка это почти одно действие,
для ребенка с нарушением внимания – это очень большая задача,
в которой много отвлекающих факторов – телевизор, зеркало, кот и
так далее. Чтобы помочь ему научиться выполнять такие просьбы,
родителям нужно много делать вместе с ребенком. Не ЗА НЕГО,
выражается в виде гнева на ребенка. Родителям стоит помнить,
что чаще всего большинство людей испытывают сожаление по от-
ношению к вам, когда видят, что ребенок капризничает и истерит.
Упреки и осуждение возникают тогда, когда родители кричат на
него, наказывают шлепками или подзатыльниками.
3. СОЧЕТАЙТЕ ПОДХОДЫ
Чтобы помочь ребенку стать менее импульсивным, гиперактивным
и более внимательным, родителям стоит обратить внимание на
два действенных подхода в психотерапии – это поведенческая
и семейная психотерапия. Первый подход акцентируется на тех
или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их
с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновения.
Второй формирует личность и определяет, куда направить эти каче-
ства (невнимательность, импульсивность, повышеннуюактивность).
В первую очередь семейная терапия помогает выстроить более
адаптивные взаимоотношения в семье, отношение к проблемам
ребенка, и уже потом рассматриваются возможные варианты при-
менения гиперактивности, импульсивности (невнимательность
психологи все же стараются скорректировать).
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
В ходе терапии родители пытаются решить проблему, которая
самим ребенком и не осознается. Ведь на занятиях не просто
говорится, что нужно делать, как себя вести, а создается ситуация,
которая высвечивает конфликт изнутри, и на него смотрят уже
другими глазами. Открываются новые возможности, позволяющие
решить эту ставшую теперь уже не такой трудной задачу.
VH
В. Ю. Мешков:
– Я в своей работе первый упор делаю на ро-
дителей. Отдают ли они себе отчет в чувствах, которые у них
возникают при взаимодействии с ребенком? Узнавание своих
эмоций – это первый шаг, он поможет потом овладеть таким
­навыком, как «я-высказывания», «я-сообщения». Если вам нра-
вится / не нравится, как ребенок поступает, проговаривайте про
себя: «Я злюсь, я раздражаюсь, потому что…», «Меня радует,
горжусь его поступком». Важно не зацикливаться на неприятном,
осуждаемом вами поведении ребенка. Каждый ребенок имеет
и положительные качества, пытается порадовать родителей,
вызвать у них чувство гордости, хотя попытки эти не всегда
легко заметить. Когда вы точно знаете свои эмоции, начинаете
рассуждать по возможности грамотно, без стресса для ребенка,
можете выйти из сложившейся ситуации (скорее без стресса,
крика сообщить о своих переживаниях).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Чтобы помочь ребенку с СДВГ, нужно:
1.
Установить последовательный распорядок дня, в котором про-
писано и время для отдыха, компьютера, телевизора, планшета.
Сообщать ребенку обо всех ожидаемых переменах в привычном
распорядке, которые должны случиться в ближайшее время, на-
пример – поездка в магазин, отпуск, встреча с родственниками,
приход гостей.
2.
Использовать таймер во время определенной деятельности – это
хороший стимулирующий фактор. Установка разумного лимита
времени для выполнения домашних заданий, занятий играми,
повседневных дел помогает ребенку привыкнуть к наличиюограни-
чений даже в том, что касается приятных занятий. Не менее важно
говорить ребенку, через сколько минут ему нужно приступить к
тому или иному заданию. Можете предложить ему самостоятельно
отсчитывать это время.
Ребенок с СДВГ требует много времени, внимания и терпения. Примите его таким,
какой он есть, старайтесь помочь ему справиться с трудностями,
чтобы во взрослой жизни ему было легко добиваться поставленных целей
гиперактивные дети
ОКТЯБРЬ 2017
VLADHEALTH
81
1...,73,74,75,76,77,78,79,80,81,82 84,85,86,87,88,89,90,91,92
Powered by FlippingBook