VH_October_2017_web New - page 77

решений: он привык, чтобы ответственность за все брали другие.
Становясь старше, он не сможет построить нормальные взаимоот-
ношения с окружающими. Ведь они не ведут себя в соответствии
с его ожиданиями: никто уже не носится вокруг него, мир не вра-
щается вокруг него. Это становится настоящим ударом. Привычные
методы, которые срабатывали с родителями, вдруг дали сбой: ни
истерики, ни капризы, ни протесты не помогают, даже совсем на-
оборот – усугубляют ситуацию. Самое обидное, что ребенок был бы
и рад вести себя по-другому, но он просто не знает, как. Вот почему
так важно давать ребенку свободу, поддерживать его стремление
к приключениям и, конечно, прислушиваться к его выбору. Даже
самый маленький ребенок – личность. И чем раньше вы примете
его индивидуальность, тем лучше сможете помочь ему развить
свои таланты и проявить способности. Ваша задача не развлекать
ребенка, а развивать.
– Как подойти к вопросу воспитания самостоятельности у детей
школьного возраста, в том числе раннегошкольного возраста?
– На самом деле все не так сложно. Для начала нужно позволить
ребенку самому выбирать, как одеваться, с кем общаться, как
проводить свободное время, в какие кружки и секции ходить.
При этом надо понимать, что ребенку может понадобиться со-
вет. Так что, помочь с выбором – не возбраняется, главное, чтобы
решение все же осталось за ребенком. Безусловно, должны быть
у ребенка и обязанности, например, какая-то посильная работа
по дому. Очень важно научить ребенка проявлять инициативу:
для этого, как я уже говорила, не нужно постоянно его развлекать.
Пусть учится проводить время наедине с собой, заниматься чем-то
без привлечения взрослых. Ну и, разумеется, важно помнить, что
самостоятельность невозможна без таких качеств, как сила воли,
смелость, ответственность и терпение, целеустремленность. С их
развитием будет развиваться и самостоятельность.
вольство ребенка и стать причиной конфликта, но если в своих
требованиях вы будете последовательны и мудры, то ребенок сам
захочет сотрудничать.
– В какомколичестве должна присутствовать свобода действий
у ребенка, чтобы это не перешло в «анархию»?
– В основе правильного воспитания лежат два принципа – любовь и
взаимопонимание. Как я уже упоминала, необходимо быть после-
довательными: если что-то нельзя, то нельзя всегда, а не потому что
сегодня папа злой; а завтра добрый – так и быть, можно. Правила,
которые вы установили, – не повод поторговаться с вами. Можно
выслушать мнение ребенка, но нельзя позволять ему манипули-
ровать вами. Ребенка нельзя делать центром своей вселенной,
он не должен считать, что мир вращается вокруг него, – это путь к
капризами неуправляемому поведению. Вместо гиперопеки лучше
научите ребенка быть милосердным, сострадать, с вниманием от-
носиться к другим людям. Только когда ребенок поймет, что делать
счастливыми других – это тоже счастье, он обретет гармонию.
– Почему так важно найти баланс между абсолютной свободой
для ребенка и гиперопекой?
– Если родители будут слишком яростно оберегать своего ребенка,
то они, сами того не желая, полностью уничтожат его способность
к самостоятельности. Ведь у ребенка не будет возможности ис-
пытать себя, попробовать свои силы. Когда такой ребенок начнет
взрослеть, станет ясно, что у него серьезные проблемы с принятием
– В каком возрасте у ребенка начинает формироваться само-
стоятельность?
– На самом деле дети пытаются проявлять самостоятельность с са-
мого раннего возраста. Это качество развивается в них постепенно,
но первые попытки проявить его можно заметить уже у годовалого
ребенка, затем особенно ярко проявляется эта черта в возрасте 3
лет. В это время ребенок переживает своеобразный кризис под на-
званием«Я сам»: он очень болезненно реагирует на вмешательство
взрослых и все хочет делать самостоятельно.
– В чем заключаются причины несамостоятельности у детей?
Куда уходят корни проблемы?
– Зачастую причиной несамостоятельности ребенка являются его
родители: их поступки и решения в воспитании. Яркий пример:
родители, которые слишком заботятся о том, чтобы ребенок посто-
янно был чем-то занят, не скучал. Таким образом, они не оставляют
ему времени самостоятельно изучать окружающий мир. Разумеет-
ся, в такой ситуации ребенок вряд ли будет проявлять инициативу
или сможет раскрыть свои творческие способности. Он привыкнет
полагаться на родителей и будет зависим от них, требуя все больше
и больше внимания взрослых.
– То есть ребенку нужно давать больше свободы?
– Безусловно! Родители должны позволять малышу делать то, что
он хочет, заниматься тем, что ему интересно. Но речь не только
об этом, нужно еще давать ребенку возможность сделать что-то
VH
­самому, взять на себя ответственность. К сожалению, родители
предпочитают многие вещи делать вместо ребенка, ведь он не
справится с задачей так же быстро и хорошо, как взрослый. В ре-
зультате у него формируется в сознании следующее правило: «Мне
не нужно ничего делать самому – за меня все сделают». И если
ребенок твердо в этом укоренился, то перевоспитать его будет
весьма непросто. Лучше изначально не допустить такого развития
событий, потратить время и нервы, но позволить ребенку решать
задачи самостоятельно. Также многие родители подвержены
определенным установкам вроде: «ему еще рано», «он может
пораниться», «он точно это сломает». Виной всему страх: всегда
сложно принять тот факт, что ребенок взрослеет, становится само-
стоятельным. Ведь это означает, что впереди у него трудности,
которые ему придется преодолевать самому. А так хочется уберечь
ото всего! Нужно просто раз и навсегда понять, что ваш ребенок все
знает, понимает, и он справится. Ну, или как минимум предоставить
ему выбор. Есть хороший работающий прием. Просто спросите:
«Тебе помочь или пожалеть?».
– А чем опасна, наоборот, вседозволенность со стороны
родителей?
– В первую очередь тем, что многие родители воспринимают этот
метод воспитания буквально: позволяя ребенку абсолютно все. Но,
как ни странно, такая вседозволенность вызывает у ребенка ту же
реакцию, что и излишняя строгость, и суровая дисциплина – чувство
вины. Ребенок, не желая того, совершает поступки, которые потом
его мучат. И в результате ребенок растет не приспособленным к
жизни. Любая проблема вызывает у него неадекватную реакцию
и выбивает из колеи. Таким образом, родители должны признать
за ребенком право выбора и давать ему определенную свободу,
но при этом не стоит бояться вводить разумные ограничения этой
свободы. Конечно, родительский контроль может повлечь недо-
дети
Если родители будут слишком яростно оберегать своего ребенка,
то они, сами того не желая, полностью уничтожат
его способность к самостоятельности
ОКТЯБРЬ 2017
VLADHEALTH
75
1...,67,68,69,70,71,72,73,74,75,76 78,79,80,81,82,83,84,85,86,87,...92
Powered by FlippingBook