VH__#90_May_web - page 72

9
МАЯ
герои ВОВ
Первый в мире ночной таран также совершил наш военный
летчик – 28 октября 1937 года в небе над Барселоной летчик-
интернацио­налист Евгений Степанов (Эву Хеньо), сражавшийся на
стороне испанских республиканцев, атаковал итальянский само-
лет – бомбардировщик SM-81. Интересно, что при проведении
ночного тарана Евгений Степанов остался жив.
Во время Великой Отечественной войны первый воздушный таран
провел в небе над аэродромом Млынов в районе Дубно советский
летчик старшийлейтенантИванИванов. 22июня 1941 годаоколо4:25
утра Иван Иванов атаковал немецкий бомбардировщик. При прове-
дении тарана 31-летний советский летчик погиб, но был посмертно
представленкзваниюГерояСоветскогоСоюза.Впрочем,впервыйдень
войны было совершено еще несколько воздушных таранов – в 5:15
младший лейтенант Леонид Бутерин погиб в небе над Станиславом
(ныне Ивано-Франковск), атаковав немецкий «Юнкерс».
В 6 утра 22 июня еще один советский летчик, так и оставшийся не-
известным, протаранил на своем У-2 немецкий «Мессершмитт», а
в 10 утра 22 июня летчик Петр Рябцев также протаранил немецкий
самолет в небе над Брестом. Всего только в первый день Великой
Отечественной войны советские летчики 19 раз таранили самолеты
противника, а за все время войны пилоты советской авиации прове-
ли более 600 воздушных таранов. Во многомименно удивительный
героизм советских летчиков позволил нам достойно противостоять
люфтваффе в воздухе, хотя первоначально гитлеровская Германия
и имела серьезные преимущества.
В ночь с 6 на 7 августа 1941 года командование полка получило
сигнал тревоги, после чего истребитель И-16, который пилотировал
младший лейтенант Талалихин, был поднят в воздух и вылетел
на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку
Москвы. Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской
области Талалихин обнаружил следовавший на высоте 4800 м
самолет He-111 лейтенанта И. Ташнера.
Младший лейтенант Талалихин уверенно стал сближаться с вра-
жеским бомбардировщиком. Поймав немецкий самолет в прицел,
советский летчик открыл огонь, но и немец оказался не из про-
стых – онмастерски увернулся и попытался оторваться от советского
истребителя. В ответ Талалихин развернулся и снова открыл огонь
по немецкому самолету. Лейтенант Ташнер, пилотировавший не-
мецкий самолет, увеличил скорость и стал снижать свою машину.
Талалихин опять ударил по немцу из пулемета и смог поразить
правый мотор бомбардировщика.
НоНе-111 продолжал полет. У советского летчика темвременемкон-
чилисьпатроны,идляТалалихинанеоставалосьиноговыхода,кроме
как пойти на таран. Стрелок бомбардировщика вел ответный огонь
по советскому истребителю, и Талалихин был ранен в руку, но не
уклонился от тарана и, подойдя к хвосту немецкого самолета, нанес
винтом по нему удар. Не-111 был сбит. Сам Талалихин выбросился
из поврежденного истребителя с парашютом и попал в неглубокое
озеро, где его увидели местные жители и помогли ему выбраться.
В деревне Степыгино младшего лейтенанта перевязали, а затем до-
ставили на У-2 вштаб полка. Тами стало известно о подвиге летчика.
Советское командование тогда уделяло особое внимание подобным
проявлениямотвагиидоблести военнослужащих, поскольку пример
Талалихина и многих других героев мог вдохновлять миллионы со-
ветских солдат и мирных граждан на фронтовые подвиги.
Уже 8 августа 1941 г. за совершенный таран младший лейтенант
Виктор Талалихин был удостоен высокого звания Героя Советского
Союза. 2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума
Верховного Совета СССР Михаил Калинин лично вручил младше-
му лейтенанту Талалихину грамоту о присвоении звания Героя
Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Примечательно, что И-16, на котором летчик совершил таран, был
обнаружен лишь спустя 73 года после описываемых событий –
в июне 2014 г. в лесном массиве в 20 км от Москвы.
Получив самую высшую награду советского государства, младший
лейтенант Талалихин продолжал нести службу в составе своего
авиационного полка в должности заместителя командира авиаци-
онной эскадрильи. Когда командир эскадрильи, получив ранение,
выбыл из строя, Талалихин стал исполнять обязанности комэска.
Он провел еще несколько успешных воздушных боев. Но жизнь
большинства летчиков-истребителей в первые годы войны была
очень недолгой. Обычно летчик-истребитель погибал в пятом-
шестом боевом вылете, летчик-штурмовик – в десятом боевом
вылете. Воздушный таран был смертельным для каждого третьего
летчика, решившегося на его применение, поэтому пойти на таран,
особенно на ночной, означало рисковать очень серьезно. Каждый
летчик, решавшийся на воздушный таран, с полным на то правом
может быть назван настоящим героем.
Младший лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою
в небе над Подольском 27 октября 1941 года, спустя чуть более
месяца после своего 23-летия. Уже после войны, в 1948 году, его
навечно включили в списки 1-й авиационной эскадрильи 177-го
истребительного авиационного полка. Как и ряд других выдаю-
щихся советских летчиков, Талалихин вошел в пантеон советских
героев. Именем героя были названы улицы во множестве городов
Советского Союза, небольшой город в Домодедовском районеМо-
сковской области, ряд школ, технологический колледж в Москве (в
котором функционирует музей Виктора Талалихина).
VLADHEALTH
МАЙ 2019
70
1...,62,63,64,65,66,67,68,69,70,71 73,74,75,76
Powered by FlippingBook