VH__#90_May_web - page 71

9
МАЯ
герои ВОВ
ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ ТАЛАЛИХИН
18 сентября 1918 года родился будущий леген-
дарный советский летчик и герой войны Виктор
Васильевич Талалихин. Далеко не каждый человек
удостаивается чести остаться в людской памяти и
спустя целый век после своего рождения. Виктор
Талалихин относится именно к таким людям, хотя и
прожил он всего 23 года. Что это за возраст по сегодняш-
ним меркам? Его ровесники только-только университеты
заканчивают, а Виктор Талалихин в свои 23, трагически уйдя из
жизни, получил всесоюзную известность. Ведь именно он одним
из первых в советской авиации провел ночной воздушный таран,
на своем истребителе И-16 атаковав немецкий самолет-бомбар-
дировщик Heinkel He-111.
Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года в небе над Москвой.
Самолет лейтенанта И. Ташнера из 7-й эскадрильи 26-й бомбар-
дировочной эскадры люфтваффе был сбит благодаря настоящему
герою Талалихину. Наш И-16, в свою очередь, упал в лесу в районе
деревни Степыгино (сейчас это городской округ Домодедово), а
сам Виктор Талалихин, получивший ранение, тем не менее, смог
спуститься в речку Северку и выжить. Впоследствии он провел еще
несколько успешных боев, сбив пять немецких самолетов.
Виктор Васильевич Талалихин был самым обычным советским
парнем – типичным представителем своего поколения, «ста-
линского». Именно ровесники Талалихина строили важнейшие
объекты советской промышленности, несли на себе всю тяжесть
индустриализации и коллективизации, героически сражались в
годы Великой Отечественной войны.
Виктор родился в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской
губернии в рабочей семье. Взрослели тогда рано, и уже в 1933
году, в пятнадцатилетнем возрасте, Виктор устроился рабочим
на Московский мясокомбинат, где в следующем году окончил
фабрично-заводское училище и затем работал шпикорезом и
мясообвальщиком в сырьевом цехе.
Однако, как и многие парни его возраста, Витя Талалихин грезил
небом и мечтал о романтичной и сложной профессии военного
летчика. Ведь тогда, в 1930-е годы, был самый пик развития и попу-
ляризации советской авиации. Вся страна знала имена прославлен-
ных летчиков, а молодежь стремилась равняться на них и получать
связанные с авиацией профессии. Не стал исключением и Виктор
Талалихин, который тоже мечтал о карьере летчика, тем более что
в авиации к этому времени уже служили его два старших брата.
Уже в сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мя-
сокомбината – такие кружки в то время действовали при многих
советских предприятиях. Ведь именно рабочий класс считался
кузницей кадров для армии, флота, органов безопасности со-
ветского государства. В октябре 1936 г. комсомол дал Виктору
Талалихину путевку в аэроклуб Пролетарского района Москвы,
где молодой человек в июне 1937 года и совершил первый само-
стоятельный полет на самолете У-2. Все же уникальная система
отбора и подготовки кадров была в Советском Союзе в сталинское
время! Ведь любой рабочий паренек имел все шансы проявить
свои способности и таланты и стать военным летчиком или под-
водником, конструктором ракет или разведчиком. На примере
Талалихина мы видим, что планерные кружки существовали даже
на таких сугубо гражданских предприятиях, как мясокомбинат, и
молодые рабочие имели возможность определиться с будущей
профессией и, проявив склонность к летному делу, уже всецело
посвятить себя авиации.
В декабре 1937 г. Виктор Талалихин поступил и в декабре 1938 г.
окончил 2-ю Военную авиационнуюшколу летчиков в Борисоглеб-
ске Воронежской области. Это военное учебное заведение было
одним из первых, готовивших летчиков-истребителей, развед-
чиков и бомбардировщиков для Рабоче-Крестьянского Красного
ВоздушногоФлота. В числе самых знаменитых
выпускников школы был Валерий Павлович
Чкалов, и, конечно, молодые курсанты очень
гордились тем, что им довелось учиться в
«школе Чкалова», а в декабре 1938 года учеб-
ное заведение действительно переименовали в
военное училище имени Валерия Чкалова.
Виктор Талалихин выпустился из Борисоглебскойшколы
в звании младшего лейтенанта и с квалификацией летчика-
истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика
в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиацион-
ного полка ВВС Московского военного округа. В это время Виктор
летал на И-153. Вскоре пришлось ему получить и первое боевое
крещение – две эскадрильи полка перебросили на Карельский
перешеек для участия в советско-финской войне, где включили в
состав 152-го истребительного авиационного полка.
По официальнымданным, во время советско-финской войныВиктор
Талалихин, числившийся начальником связи 3-й эскадрильи 80-го
авиаполка, совершил 47 боевых вылетов и лично сбил 3 самолета
ВВС Финляндии, за что получил орден Красной Звезды. Однако в
ряде современных публикаций этот эпизод в жизни прославленного
летчикаподвергаетсясомнению.Например,авторыпубликациив«Со-
вершенно секретно» ссылаются на документы авиационных частей,
участвовавшихвсоветско-финскойвойне.Согласноэтимдокументам,
3-я эскадрилья, в составе которой служил Талалихин, не провела ни
одного боя, из-за того что на том участке фронта, за который отвечал
авиаполк, отсутствовала авиация противника. Но летчики эскадри-
льи, тем не менее, регулярно совершали боевые вылеты – только в
качестве штурмовой авиации, подавляя огневые точки противника.
Во время одного из таких вылетов погиб друг Талалихина младший
лейтенант Гумар Аюпов. Именно благодаря действиям советских
летчиков тогда была предотвращена гибель целой стрелковой диви-
зии и действовавшего вместе с ней оперативного полка войск НКВД.
После того как весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы
командиров звеньев, он был назначен командиром авиацион-
ного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го
истребительного авиационного полка. Это назначение не было
неожиданностью – 177-м полком командовал Михаил Королев,
сослуживец Виктора Талалихина по Финляндии.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Младший
лейтенант Виктор Талалихин, служивший в 177-мполку, входившем
в состав 6-го истребительного авиационного корпуса Московской
зоны ПВО, с первых месяцев войны стал принимать участие в
боевых действиях.
Герой Советского Союза полковник авиацииМарк Лазаревич Галлай,
служивший в начале войны летчиком-истребителем 2-й отдельной
истребительной авиационной эскадрильиПВОМосквы, вспоминало
Талалихине: «Главноеже, что запомнилось из беседы с этим спокой-
ным, вежливым, серьезнымпареньком, был, конечно, не его орден,
а какая-то острая внутренняя нацеленность на то тяжелое дело, ко-
торое предстояло делать всемнам, – на войну. Разумеется, в нашем
разговоре не фигурировали какие-либо торжественные декларации
или пышные слова. Это выяснилось с первых же дней войны; лучше
всего воюет не обязательно тот, кто в мирное время громче всех
декларировал свою воинственность и жажду подвигов...».
Возможно, именно эти качества и позволили Талалихину пойти
на очень смелый поступок – воздушный таран. Тут надо отметить,
что воздушный таран – русское изобретение. Первым в мире на
воздушный таран пошел штабс-капитан Петр Нестеров – про-
славленный русский летчик, автор знаменитой «мертвой петли».
8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров направил
свою машину на таран тяжелого австрийского самолета, которым
управляли опытные летчики Франц Малина и барон Фридрих фон
Розенталь. К сожалению, 27-летнийштабс-капитан Нестеров погиб.
МАЙ 2019
VLADHEALTH
69
1...,61,62,63,64,65,66,67,68,69,70 72,73,74,75,76
Powered by FlippingBook