VH__#90_May_web - page 55

подход немецких ученых «долой игрушки!». Когда я работала
в детском саду при другой школе, у меня была возможность
развить эту тему и поэкспериментировать с тремя разными
возрастными категориями. Суть эксперимента заключалась в
том, что мы убирали все игрушки, находящиеся в игровой ком-
нате, и выдавали каждому ребенку по коробке и различные
канцелярские принадлежности, и каждый мог делать из этого
все что хотел. По длительности это не превышало недели. Ты
не представляешь, с каким упоением каждый из них мастерил
что-то свое: кто-то форт, кто-то машину, кто-то кровать. А когда
все дети перестали трудиться над своими проектами, они
сложили все вместе и стали создавать единую конструкцию!
Дети, которые раньше конфликтовали, теперь работали в
одной команде, помогая друг другу! Это было удивительно.
Изгои становились лидерами проектов и руководили теми, кто
задирал их раньше. В более старших классах мы проследили
похожую динамику. Дети, которым вот-вот грозило отстране-
ние от уроков из за плохого поведения, увлеченно творили и
забывали про давние разлады с одноклассниками. Мне также
посчастливилось провести несколько семинаров на эту тему
в Торонто, и я знаю, что несколько школ внедряют подобные
игровые перемены в расписание уроков в младших классах.
Это очень радует.
Я прекрасно понимаю родителей, покупающих своим детям
все новые и новые вещицы: больше, красивее, навороченнее.
Ведь у многих в детстве таких игрушек не было, а так хотелось!
Так пусть у детей хотя бы будут. И это, с одной стороны, пре-
красно, так как является ярким проявлением любви к своему
малышу. Но, с другой стороны, такой подход взращивает по-
требителя. Его кредо в жизни будет основано на сравнении:
сильнее, сексуальнее, богаче. И каждый, наверно, для себя
решает, хорошо это или плохо.
Подход отсутствия огромного количества игрушек кажется мне
очень близким еще и потому, что он перекликается с моим
видением этого мира. Когда я сажусь с ними играть, когда
включаюсь в процесс создания обзорной вышки для любимых
персонажей, я учу их творить. Это умение и возможность
строить свою собственную реальность они пронесут через
года во взрослуюжизнь. Это привитие установки, что интерес и
развлечение могут приходить не только извне (игрушки, вещи,
еда), но и изнутри (сознание, идеи, желания). Такая простая
вещь, как игра, здесь выступает как площадка для обучения
тому, как работает мир. Модель потребления огромного ко-
личества продуктов извне и поиска счастья в материальном
эквиваленте уже не будет для них так актуальна.
Некоторое время назад я очистила свой дом и свой разум, и
это очень помогло мне направить свое внимание внутрь себя
и найти там гармонию, которуюмне не давали материальные
вещи. Теперь у меня есть уверенность, что в не захламленном
доме царит порядок и уют, в не захламленном уме рождаются
мысли, а в недостатке игрушек рождается воображение.
Я ни на что не надеюсь и не ожидаю от своих детей, но мне
кажется, что такой подход имеет много положительных сторон
и заслуживает нашего внимания и обсуждения.
Светлана Бабич,
частнопрактикующий психолог,
кандидат психологических наук:
– Игра – ведущая деятельность детей дошколь-
ного возраста, в которой они исполняют роли
взрослых, воссоздавая в воображаемых ситуа-
циях их жизнь, работу и отношения. Важнейшее
значение игры состоит в том, что дети в непри-
нужденной форме усваиваютморальные нормы,
получают представление о профессиональных
и семейных ролях, уточняют свои знания об
окружающем мире, учатся сопереживать и от-
личать вымысел от реальности.
Многие родители считают сложным растить
детей в современном обществе, где нас убежда-
ют, что человек может быть счастлив, только
обладаятеми или иными вещами. Производители
игрушек, владельцы развлекательных центров
заманиваютдетей бесконечным потоком рекла-
мы с телевизионных экранов, рекламных щитов,
из радио и Интернета.
Поэтому родители готовы покупать своим де-
тямновыеигрушкидостаточночасто.Напервый
взгляд, в этом нет ничего страшного (особенно
если позволяет семейный бюджет). Но психологи
придерживаются другой точки зрения. Большое
количество игрушек может навредить ребенку.
Дело в том, что игрушки в первую очередь при-
званы развивать определенные навыки ребенка,
изобретательность и любознательность. Когда
же у малыша слишком много игрушек, ему не
нужно фантазировать, придумывать свои миры
и разрабатывать собственные игры – родители
уже все сделали за него. Помимо этого, излишнее
количество игрушек уменьшаетинтерес ребенка к
подвижнымиграм, общениюс друзьями, рисованию
и чтению. Большое количество игрушек может
также негативноповлиять ина характерребенка.
Так дети, которые с самого детства привыкают
получать все и сразу, рискуют не научиться тру-
диться, справляться с разочарованиями итрудно-
стями. Также этоформируетунихпредставление,
что абсолютно все можно купить за деньги.
Сегодня многие родители перегружены работой,
жизненной суетой и чувствуют, что уделяют
детям недостаточно внимания. Подарки могут
отчасти загладить чувство вины – ребенок хоть
ненадолго ощутит себя счастливым. Однако на-
блюдения показывают, что количество игрушек
в семье чаще всего обратно пропорционально ко-
личеству родительского внимания, направленного
на личность ребенка.
VH
ДЕТИ
от первого лица
МАЙ 2019
VLADHEALTH
53
1...,45,46,47,48,49,50,51,52,53,54 56,57,58,59,60,61,62,63,64,65,...76
Powered by FlippingBook